В зимнее время все равно требуется работа спецтехники, а тракторы – востребованные, универсальные и незаменимые. Трактор работает как тягач, выполняет работы на фермах, чистит территории ферм и подъездные пути от снега, убирает снег в городе, освобождая проезд транспорту.
Ряд служб работают круглогодично. Для этого используются тракторы разных модификаций. Для сельского хозяйства зимой выполняют работы:
В коммунальных службах также напряженная работа трактора зимой:
Тракторы разных мощностей и модификаций применяются в зимний период, для перечисленных работ им нет альтернативы, с широким набором навесного и прицепного оборудования.
Зимнее время – это морозы и скользкие дороги, требующие подготовки всех систем к экстремальным условиям.
Перед зимней эксплуатацией в межсезонье требуется осмотр и диагностика, дефектовка по всем узлам и агрегатам. Проверяются регулировки и натяжение ремней. Выявить и устранить все неисправности, с которыми зимой при низких температурах будет справиться труднее или невозможно, особенно без теплого гаража. Если трактор после длительного хранения, проводится ТО-2.
Все жидкости должны иметь температуру загустевания ниже на 20°С от самой низкой окружающей температуры, которая ожидается. Заменяются:
Все необходимые системы утепляются:
Утепленный двигатель должен быстрее греться и долго остывать.
Чтобы облегчать запуск агрегата зимой, устанавливают и заводят предпусковой обогреватель. Часто используют электрический котел с его врезкой в поддоне – для подогрева масла. Рекомендуется в мороз отключать грубый фильтр на топливе, оставляя только тонкую очистку.
Можно подогрев устраивать в системе охлаждения. В новых тракторах такой электрический подогрев предустановлен.
При необходимости – установка дополнительных патрубков на отопителе для теплого обдува.
Аккумуляторные батареи проверить по плотности и емкости, полностью зарядить. Очистить контакты, проверить целостность банок. Плотность электролита 1,25 г/см³, если температура среды выше -20°С, и 1,27 г/см³ для интервала температур -20°С – -30°С.
Шины для тракторов всесезонные. Но на зиму стоит выбирать более мягкую резину, которая на морозе будет менее жесткой. Для езды по снегу и гололеду лучше протекторы с высоким рисунком «елкой». Он продавливает наст и наледь, обеспечивая хорошее зацепление. Часто на колеса наматывают цепи. Для снегозадержания по глубокому снегу лучше всего ставить спаренные колеса или широкопрофильные шины.
Во всех случаях особое внимание – температурному режиму и чистке ото льда. Обязательные предпусковые прогревы. Используются зимние сорта смазок, антифризы, присадки, шины с высоким рисунком протектора.
Проводятся мероприятия:
Пуск двигателя – с разгоном до пусковой частоты коленвала с первыми вспышками, потом выход на самостоятельную работу и прогревание на холостом ходу. Используются предпусковые обогреватели, электрокотлы в поддоне для подогрева масла.
Благодаря этому в машинах поддерживается рабочее состояние в самые сильные морозы.
Трактор зимой незаменим для ЖКХ, в первую очередь в снегоуборке. Для этого он оборудуется навесным оборудованием:
Наборы отвалов применяются также при снегозадержании и работе на фермах.
Доставка грузов по заснеженной дороге даже на тракторе окружена опасными факторами:
В таких условиях следует заранее продумывать маршрут, тщательно проверять все системы перед выездом и утепление агрегатов, работу обогревателей. Шины должны быть высоко профильные. Заправляться с запасом, иметь надежную связь. Ехать на пониженных передачах с малой скоростью.
Перед хранением трактор вымывается от грязи и масла с мягкими щетками и просушивается. Ставится в закрытом помещении, или под навесом с противопожарным оборудованием. Сооружения, скирды сена должны быть удалены от навеса на 50 м.
В соответствии с таблицей смазки смазываются все детали и узлы, а также части неокрашенных металлических поверхностей.
Сливаются все эксплуатационные жидкости: вода или антифриз, топливо, масла. Маслосистема и картер промывается, заливается свежее зимнее масло. В цилиндры через форсунки заливается дизельное масло по 50 г, с несколькими оборотами коленвала.
Снимаются аккумуляторы, стартер и генератор, комплекты фар, вентиляторный ремень, шины на пневматике. Закрывается выхлопная труба и отверстие, куда подключается стартер. Обычные шины при хранении на улице накрываются брезентом, или окрашиваются побелкой в белый цвет от солнечных лучей, предохраняя от растрескивания.
Зимой требуется много времени для прогрева двигателя, густеют масла, гидравлика и топливо. Повышается хрупкость металлов, из-за этого учащаются поломки механизмов, фиксаторов, крепежей. Заклиниваются поворотные части. Часто происходят неприятные последствия:
Все это снижает производительность и повышает риск поломок. Для профилактики следует:
Если трактор ночью остается на улице, полностью наполнять бак для предотвращения образования конденсата при последующем прогревании. Приступая к работе, аккумулятор заряжать на 100%. Открытый металл снаружи должен обработаться антикоррозийными средствами.
Соблюдение рекомендаций производителей по уходу и эксплуатации трактора обеспечивает его бесперебойную работу и поддержание заявленной производительности. При грамотном техническом обслуживании он будет работать долго и надежно. Сохранение узлов и деталей в исправном состоянии, своевременная замена жидкостей по сроку эксплуатации и по температурному режиму обеспечат работу в оптимальных допусках. Так продлевается ресурс отдельных узлов и всей машины в целом. Трактор сохранит свои качественные характеристики, и общая эксплуатация будет эффективной не менее чем на рассчитанные производителями сроки.